Маркировка электронных сигарет с картриджами

Российское Правительство утвердило постановление, в соответствии с которым с 15.02.2022 на электронных сигаретах и стиках должна присутствовать маркировка. Пока что такое нововведение носит экспериментальный характер.

Документ постановления содержит цели данного эксперимента, список участников, коды для продукции, по отношению к которой он утвержден.

В постановлении указан период эксперимента: 15.02.2022 – 28.02.2023.

Коды сигарет для маркировки 

Для жидкостей электронных устройств для курения никотиносодержащей продукции, включая картриджные и капсульные механизмы:

  • Код подакцизной продукции – 471;
  • ОКПД 2 – 12.00.19.500/12.00.19.900;
  • ТН ВЭД ЕАЭС – 2404 12 000 0.

Для разовых электронных систем. В состав которой входят никотиносодержащие продукты:

  • Код подакцизной продукции – 470;
  • ОКПД 2 – 27.90.40.190/27.90.11.900;
  • ТН ВЭД ЕАЭС – 8543 40 000 0.

Итоги эксперимента должны быть составлены доклады для правительства -  до 30.09.2022 года, а также до 31.01.2023 года. Это ответственность Минпромторга и уполномоченных органов.

Кто примет участие в эксперименте

По данному вопросу в постановлении содержится следующая информация:

  • Органы федерального управления, которые являются ответственными за проведение эксперимента;
  • Участники торгового процесса;
  • Оператор информационной базы. 

Участие в эксперименте не является обязательным, поэтому вышеперечисленные лица вправе принять решение самостоятельно.

Цели маркировки электронных сигарет

По мнению Правительства, такой эксперимент позволит решить следующие задачи:

  • Определить и согласовать сведения о товарах для точного идентифицирования всех единиц – это позволит наладить взаимодействие между исполнительными инстанциями и участниками торгового процесса;
  • Оценить возможность внедрения технологических инструментов для нанесения маркировки;
  • Протестировать качество средств маркировки;
  • Наладить качество взаимодействия между исполнительными органами;
  • Оценить эффективность и качество функционирования информационной системы;
  • Составить каталог маркированной продукции национального образца;

Разработать предложения относительно внесения законодательных правок на уровне регламентированного оборота электронных табачных систем и сопутствующей продукции.

Этапы маркировки 

Обязательная маркировка табачной продукции ведена с 2019 года. До 1.07.2020 из оборота должна : была быть полностью изъята немаркированная продукция. С 2020 года список дополнился сигаретами, сигариллами, жевательным табаком и пр.

Далее маркировку ввели для никотиносодержащей продукции – стиков и смесей для кальянов.

То есть, эксперимент для электронных систем является тенденцией увеличения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. После завершения экспериментального периода маркировка станет обязательной. У участников оборота есть возможность заранее подготовиться к изменениям законодательства.

Почему это важно?

Цифровые системы для отслеживания товарооборота позволяют существенно снизить показатели незаконного оборота, повысить прозрачность торговых процессов, защитить права потребителей.

Если верить статистике, то в 2019 году процент полученного акциза по отраслям увеличилось на 7% после цифровизации маркировки.

Что касается электронных сигарет, показатели теневого оборота все еще остаются высокими. Покупая такие устройства через интернет, найти официального поставщика довольно сложно – большинство продавцов продают продукцию, ввезенную на территорию России нелегально. Это значит, что покупатель не сможет рассчитывать на гарантийное обслуживание, ремонт, замену и т. п.

По мнению экспертов, нововведение станет весомым фактором для снижения оборота контрафакта.